С 2021 года в России будет отменена система налогообложения на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).Как предпринимателям вести бизнес в новых условиях? Ответ на этот вопрос в минувший четверг искали представители МРО «Опора России» совместно с заместителем министра развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Олегом Костенко и председателем комитета по бюджету, финансам и налогам Мурманской областной Думы Борисом Пищулиным.
Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД) – один из специальных налоговых режимов, действующих в нашей стране. Её суть в том, что при исчислении и уплате средств налогоплательщики руководствуются размером вменённого им дохода (то есть потенциально возможного), который установлен Налоговым кодексом РФ. При этом реальный размер дохода значения не имеет.
Иными словами, вскоре налогообложение больше не будет привязано к фактическому доходу. К нему, кроме ЕНВД, не привязан ещё один налоговый режим — патентная система налогообложения (ПСН). Она применяется только индивидуальными предпринимателями в отношении исчерпывающего списка видов деятельности, при этом регионы вправе сами дифференцировать их или устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Как и при ЕНВД налог не привязан к фактическому доходу экономического субъекта.
В Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан проводится эксперимент по установлению специального налогового режима — «Налог на профессиональный доход». Его суть в том, что при доходе менее 2,4 млн рублей в год предприниматель имеет право на льготные условия налогообложения.
Таким образом, очевидно, что в ближайшие два — три года государство будет брать под контроль любые доходы, чтобы впоследствии обложить их налогами. При этом, поскольку создаётся система, учитывающая доход налогоплательщика до копейки, из налоговой системы будут исключены режимы, где объектом налогообложения является либо вменённый, либо предполагаемый доход – ЕНВД, ПСН.
— С учётом введения НПД, а также отмены льгот по применению ККТ можно и вовсе предположить, что деятельность индивидуальных
предпринимателей будет также существенно ограничена, Больше того, использование наёмного труда, деятельность по реализации работ, товаров неиндивидуализированного производства станут возможны только в рамках корпораций, что существенно увеличит налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, но увеличит налоговые поступления в бюджеты регионов, — говорит председатель МРО «Опора России» Татьяна Уланова. — Именно в таких условиях придётся жить предпринимателям через три — пять лет. К чему это приведёт, предугадать несложно. Часть бизнеса «переедет» в соседние регионы, часть уйдёт «в тень», часть закроется совсем. Местные бюджеты лишатся части своих доходов. Впрочем, власти обещают компенсировать эти потери субсидиями, но с точки зрения расходования такие доходы муниципалитетам не сильно «удобны».
В настоящее время на учете по ЕНВД состоят 21,8% налогоплательщиков. Поступления в местные бюджеты от ЕНВД в прошлом году составили 61,9 млрд. рублей. Это 5,1 % от общего поступления налогов в местные бюджеты — для российских городов доходы ощутимые.
Уже сейчас при использовании спецрежимов в виде ЕНВД и ПСН необходимо заявить о применении упрощённой системы налогооблажения (УСН), — уверены в «Опоре России». В случае спора по законности применения первых двух спецрежимов доначисление налога будет произведено по УСН, а не в общем режиме, но надо будет вести раздельный учет деятельности и по ЕНВД, и по УСН. Однако и здесь следует учитывать, что для индивидуальных предпринимателей и компаний, применяющих режим УСН, ужесточаются требования подтверждения расходов, что автоматически влечёт за собой увеличение суммы уплачиваемого налога. Так, основываясь на буквальном толковании нормы пункта 1 статьи 252 НК РФ, налоговый орган требует документального обоснования и подтверждения затрат. Подобный подход только усложняет ведение бизнеса.
По итогам обсуждения участники круглого стола приняли решение обратиться в органы законодательной и исполнительной власти в части снижения налоговых ставок для упрощённой системы налогообложения до величины, как минимум компенсирующей увеличение расходов на уплату налогов. Законотворцам региона необходимо предложить максимально приблизить параметры применения ПСН (физические показатели) к существующим параметрам, применяемым для ЕНВД, считают предприниматели. А профильному министерству совместно с организациями малого и среднего бизнеса — разработать рекомендации для предпринимателей, вынужденных прекратить применение системы ЕНВД.
Текст — Илья Раскин