Об оспаривании требований о предъявлении QR кодов

Согласно пункту 29 «Правил поведения, обязательными для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N 175-ПП в (ред. от 15.11.2021, 842-ПП) «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

2.9. Установить, что граждане (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) при посещении организаций и мероприятий, указанных в пункте 2.10 настоящих Правил, обязаны предъявить:

1) либо действующий QR-код, подтверждающий полный курс вакцинации (для двухкомпонентных вакцин — двумя компонентами вакцины) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.

QR-код, подтверждающий полный курс вакцинации (для двухкомпонентных вакцин — двумя компонентами вакцины) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), действителен в течение 12 месяцев со дня введения вакцины (для двухкомпонентных вакцин — второго компонента вакцины компонентами вакцины);

2) либо действующий QR-код, подтверждающий, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) и с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;

3) либо QR-код, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования биоматериала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до дня посещения организации (мероприятия);

4) либо действующий сертификат профилактической прививки от COVID-19 на бумажном носителе, подтверждающий получение гражданином полного курса вакцинации (для двухкомпонентных вакцин двумя компонентами вакцины) вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации;

5) либо документ, выданный медицинской организацией (выписка из медицинской карты стационарного больного, справка медицинской организации, в которой гражданин проходил лечение в амбулаторных условиях, или выписка из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях) и подтверждающий, что гражданин ранее перенес заболевание COVID-19 и с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;

6) либо медицинский документ (справка), подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования биоматериала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до дня посещения организации (мероприятия);

7) либо медицинский документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), заверенный лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.

В целях подтверждения действительности QR-кода или одного из документов, указанных в подпунктах 4 — 7 настоящего пункта, и их принадлежности предъявившему лицу гражданином предоставляется документ, позволяющий идентифицировать его личность (паспорт, удостоверение, водительские права и другие документы, содержащие фотографию, а также фамилию, имя и отчество лица, предъявившего QR-код или один из документов, указанных в подпунктах 4 — 7 настоящего пункта).

(абзац введен постановлением Правительства Мурманской области от 08.11.2021 N 815-ПП)

2.10. QR-коды или один из документов, указанных в подпунктах 4 — 7 пункта 2.9 настоящих Правил, предъявляются гражданами при посещении:

— кинотеатров (кинозалов);

— организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства: театры, дворцы (дома) культуры, ГОАУК «Мурманская областная филармония»;

— Мурманского океанариума;

— организаций общественного питания;

— спортивных объектов и сооружений, расположенных в закрытых помещениях, спортивных секций, фитнес-центров и других аналогичных объектов;

— бассейнов;

— аквапарков и других аналогичных объектов с массовым посещением людей;

— спортивных соревнований, указанных в абзаце восьмом подпункта 5 пункта 3.1 настоящих Правил, проводимых в закрытых помещениях;

— мероприятий, возможность проведения которых предусмотрена абзацами седьмым и девятым подпункта 5 пункта 3.1 настоящих Правил;

— соляриев, бань, саун;

(абзац введен постановлением Правительства Мурманской области от 08.11.2021 N 815-ПП)

— салонов красоты, СПА-салонов, парикмахерских;

(абзац введен постановлением Правительства Мурманской области от 08.11.2021 N 815-ПП)

— торгово-развлекательных и торговых центров с учетом особенностей, установленных подпунктом 15 пункта 3.3 настоящих Правил.

(абзац введен постановлением Правительства Мурманской области от 08.11.2021 N 815-ПП)

Требования пункта 2.9 настоящих Правил применяются также при заселении в объекты туристической инфраструктуры и жилые помещения, указанные в подпункте 35 пункта 3.3 Правил.

QR-код формируется с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) или специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги СТОП Коронавирус» при условии наличия сведений о вакцинации, либо о том, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев, либо о получении результата лабораторного исследования биоматериала на COVID-19 методом ПЦР (в случае сдачи теста в лаборатории, передающей результаты на Единый портал государственных и муниципальных услуг).

QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства.

Сертификат профилактической прививки от COVID-19, сертификат переболевшего COVID-19, результат ПЦР-теста, содержащие QR-код, могут быть получены гражданином с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

В случае отсутствия самостоятельного доступа в Интернет гражданин может получить указанные документы на бумажном носителе в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии учетной записи.

Справка, подтверждающая, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019), может быть получена им в медицинской организации.

Результат ПЦР-теста на бумажном носителе может быть получен в лаборатории, осуществившей забор биоматериала.

Посещение организаций (объектов), указанных в настоящем пункте, допускается при предъявлении действующего QR-кода или одного из документов, указанных в подпунктах 4 — 7 пункта 2.9 настоящих Правил, после проведения проверки их действительности.

Согласно подпунктам 15,16 Пункта 3.3. Правил 175-ПП

15) собственникам (владельцам) объектов торговли, в том числе торговых центров, торгово-развлекательных центров:

— обеспечить проведение бесконтактной термометрии посетителей при входе в торговые центры, торгово-развлекательные центры, гипермаркеты;

— обеспечить в торгово-развлекательных и торговых центрах, а также в расположенных в них объектах торговли (за исключением аптек), использование информационной системы (мобильного приложения), размещенной на официальном портале оперативного штаба Мурманской области в сети Интернет по ссылке https://covid.gov-murman.ru/, для сканирования QR-кодов, предусмотренных пунктом 2.9 настоящих Правил;

(абзац введен постановлением Правительства Мурманской области от 08.11.2021 N 815-ПП)

— обеспечить при входе в торгово-развлекательные и торговые центры (за исключением случая следования гражданина в мобильный прививочный пункт, расположенный в торгово-развлекательном или торговом центре, и (или) в аптеку), а также в расположенные в них объекты торговли (за исключением аптек) проверку действительности предъявленного посетителем QR-кода или одного из документов, указанных в подпунктах 47 пункта 2.9 настоящих Правил.

(абзац введен постановлением Правительства Мурманской области от 08.11.2021 N 815-ПП)

Требования абзацев третьего и четвертого настоящего подпункта не распространяются на расположенные в помещениях торгово-развлекательных и торговых центров продуктовые гипермаркеты (супермаркеты), а также объекты торговли, реализующие специализированный ассортимент товаров для детей и (или) беременных.

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 15.11.2021 N 842-ПП)

— обеспечить с учетом положений подпункта 1 пункта 3.2 настоящих Правил недопущение оказания услуг общественного питания с использованием фуд-кортов и фуд-плэйсов, в том числе путем ограничения доступа граждан на территорию фуд-корта (фуд-плэйса);

— не допускать размещение и (или) использование на территории торгового центра, торгово-развлекательного центра мест, предназначенных для сидения и отдыха (скамеек, стульев, кресел и т.п.), за исключением расположенных в торговых залах объектов розничной торговли;

— обеспечить недопущение оказания гражданам услуг, предусматривающих при их оказании (предоставлении) очное присутствие гражданина, вне обособленного помещения для оказания указанных услуг;

— обеспечить недопущение работы объектов, предназначенных для развлечения и досуга;

— обеспечить соблюдение ограничения одновременного присутствия посетителей не более 1 человека на 4 кв. м площади торгового зала;

— не допускать нахождение в зданиях, помещениях торговых центров, гипермаркетов, торгово-развлекательных центров, за исключением торговых залов, граждан без СИЗ. При попытке прохода посетителя без СИЗ осуществлять его информирование о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за их нарушение. В случае несогласия посетителя исполнять установленные требования об обязательном использовании СИЗ представитель организации торговли вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения и составления протокола;

— обеспечить недопущение нахождения на территории торгового и (или) торгово-развлекательного центра лиц, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения совершеннолетнего гражданина;

— обеспечить возможность приобретения посетителями средств индивидуальной защиты при входе в здания торговых центров, торгово-развлекательных центров, гипермаркетов;

16) организациям общественного питания осуществлять деятельность при соблюдении следующих условий:

— обеспечение использования информационной системы (мобильного приложения), размещенной на официальном портале оперативного штаба Мурманской области в сети Интернет по ссылке https://covid.gov-murman.ru/ для сканирования QR-кодов, предусмотренных пунктом 2.9 настоящих Правил;

— обеспечение при входе проверки действительности предъявленного посетителем QR-кода или одного из документов, указанных в подпунктах 4 — 7 пункта 2.9 настоящих Правил;

— обеспечение наполняемости залов обслуживания не более 50 % от общего количества посадочных мест;

— обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами;

— размещение столов с соблюдением дистанцирования на расстоянии 1,5 м или расстановка перегородок;

— проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетные комнаты) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 — 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники;

— установление для организаций общественного питания, имеющих залы обслуживания и посадочные места, режима работы, предусматривающего прием и обслуживание посетителей в период не ранее 6 часов и не позднее 23 часов. Указанный режим работы не распространяется на деятельность организаций общественного питания, осуществляемую в целях обслуживания посетителей на вынос с возможностью посещения гражданами помещений таких организаций исключительно в целях получения заказанного товара;

— установление с 09.11.2020 для организаций общественного питания, имеющих залы обслуживания и посадочные места, запрета проведения массовых торжеств, банкетов, корпоративных мероприятий и других аналогичных мероприятий с количеством более 25 лиц. Требование настоящего абзаца не применяется в случае обслуживания официальных мероприятий, проводимых с участием представителей, членов делегаций федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, иностранных государств, прибывающих в Мурманскую область с официальным или рабочим визитами;

В соответствии со  пунктом м) части 1 стати  11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций .

Согласно статье 19 указанного закона Граждане Российской Федерации обязаны:выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

  Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и ограничительные мероприятия (карантин) (пункты 1 и 2 статьи 2; статьи 6, 29 и 31).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 1 статьи 31). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31).

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Согласно абзацу 4 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 ФЗ №52-ФЗ указанного закона Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Помимо этого, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопроса предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», подпункт д) пункта 3 Правил  при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом «в» настоящего пункта и подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил.

Таким образом, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30.01.2020 в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 г. в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции в КНР и случаями вывоза инфекции в другие страны объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715, внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

При этом в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно подпункту «д» пункта 3 которых установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом «в» настоящего пункта и подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее — Правила поведения) утверждены Постановлением Правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 г. N 175-ПП.

В соответствии со подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях

Тем не менее, подпунктами 15,16 Пункта 3.3. Правил 175-ПП на предпринимателей собственников (владельцам) объектов торговли, в том числе торговых центров, торгово-развлекательных центров возложена обязанность:

обеспечить при входе в торгово-развлекательные и торговые центры (за исключением случая следования гражданина в мобильный прививочный пункт, расположенный в торгово-развлекательном или торговом центре, и (или) в аптеку), а также в расположенные в них объекты торговли (за исключением аптек) проверку действительности предъявленного посетителем QR-кода или одного из документов, указанных в подпунктах 4 — 7 пункта 2.9 настоящих Правил. на предпринимателей возлагается дополнительная обязанность контроля за посетителями, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Согласно пунктам 2.9-2.10 Правил граждане обязаны предъявлять QR код и указанные иные документы, но не указано кому предъявлять.

Согласно статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Предприниматель на является должностным лицом.

Кроме того, сканируя QR код и проверяя данные паспорта, иных, идентифицирующих личность документов, содержащих персональные данные гражданина предприниматель нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», устанавливающего, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а также статьи 9, устанавливающей необходимость согласия  гражданина на обработку персональных данных  —  Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Кроме того, согласно норме пункта 1 статьи 152.2 ГК РФ не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Но при исполнении Правил 175-ПП приводит к нарушению предпринимателем указанной нормы.

  Следовательно, требования исполнение Правил 175-ПП  в части исполнения пунктов 15,16 Правил приводят к нарушению  прав и законных интересов предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются на них обязанности по проверке документов и вынуждают совершать нарушение Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», создают условия принуждения совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд по статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд по статье 218 Кодекса административного производства РФ.

Правила по сути ограничивают граждан, но не предпринимателей, их деятельность не приостановлена, но на деле приводят к убыткам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *